Развитие зрительного восприятия у детей младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Статья предназначена учителям-дефектологам ДОУ, работающим с детьми с нарушением интеллекта. Описывает особенности работы по развитию зрительного восприятия у детей данной категории.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.
Многочисленные исследования особенностей и закономерностей перцептивного развития детей, проведенные А.В. Запорожцем, А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной, Л.А. Венгером, Н.Н. Поддъяковым, В.П. Зинченко, А.А. Катаевой, выдвинули проблему сенсорно-перцептивного развития детей на приоритетное место.
В отличие от проблемы сенсорного развития детей с нормальным интеллектом, которая была изучена всесторонне, проблеме сенсорного развития детей с нарушением интеллекта было уделено меньше внимания. А между тем известно, что у этой категории детей недоразвитие именно зрительного восприятия менее выражено по сравнению с другими, более высокими сферами психики.
Сенсорное развитие ребенка с интеллектуальными нарушениями в целом значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Установлено, что восприятие носит предметный характер, то есть все свойства предмета не отделяются от самого предмета. Причем ребенок с интеллектуальными нарушениями выделяет преимущественно наиболее яркие свойства, а иногда всего лишь одно, по которому отличает предмет от других предметов. В обозреваемом объекте «выхватываются» отдельные части, при этом недооценивается важный для общего понимания материал, что подтверждает узость объема восприятия. Нарушена избирательность восприятия: дети долго не могут выделить главное, понять внутренние связи между его частями, с трудом ориентируются в ситуации, нередко оказываясь дезориентированными. Только в процессе практической деятельности постепенно у них развивается способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.
Для диагностики зрительного восприятия у детей дошкольного возраста можно использовать следующие методики (Катаева А.А., Стребелева Е.А.):
1.Методика "Цвета";
2. Методика "Формы";
3. Методика "Определи у кого, какой предмет";
4. Методика "Сложи полоски".
Представленные методики помогут оценить различные стороны зрительного восприятия ребенка дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Выявленные трудности зрительного восприятия, которые необходимо корректировать еще до начала школьного обучения.
На основании диагностических данных составляется индивидуальная программа, которая определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями ребёнка (уровень готовности к освоению программы).
Практика показывает, что при целенаправленной и систематической работе недостаточность зрительного восприятия можно значительно уменьшить. Эта работа подчинена решению следующих задач:
- формирование адекватных зрительных образов предметов, объектов и явлений окружающей действительности, их положения в пространстве;
- расширение объема, точности и полноты зрительных восприятий и зрительной памяти;
- формирование умений наблюдать за объектом (в том числе за движущимся), зрительно обследовать его;
- совершенствование зрительно-двигательной координации.
Материал представляется детям в форме постепенно усложняющихся знаний и носит, учитывая специфику конкретного ребёнка, преимущественно игровой, занимательный характер.
В своей работе по развитию зрительного восприятия, мы выделяем следующие этапы:
1.обследование отдельных объемных предметов;
2. сравнение натуральных объемных предметов и объектов (2-4), отличающихся ярко выраженными признаками (цветом, формой, величиной, количеством деталей, расположением отдельных частей и др.), в дальнейшем сравнение их изображений;
3.узнавание реалистических изображений в разных ракурсах;
4.узнавание контурных изображений предметов и объектов (2-4), отличающихся ярко выраженными признаками (цветом, формой, величиной, количеством деталей, расположением отдельных частей и др.);
5.узнавание предмета по его части;
6.усложнение заданий может идти за счет использования наложенных, "зашумленных" перечеркнутых, недорисованных контурных изображений, увеличения количества воспринимаемых реальных предметов (объектов).
Работа по развитию зрительного восприятия проводится в индивидуальной форме и является одной из составляющих частей непосредственно образовательной деятельности, продолжительностью 5-7 минут. Важным условием проведения коррекционной работы в данном направлении является регулярность проводимых заданий и постепенность перехода от этапа к этапу. При этом работа по каждому этапу не ограничивается временными рамками, и только при успешном усвоении осуществляется переход к следующему этапу.
Следует отметить, что оптимальное сочетание объема словесной и наглядной информации, многократно выполняемые упражнения по каждой из перечисленных выше позиций стимулируют и совершенствуют зрительное восприятие детей. При этом вербализация производимых действий способствует закреплению полученных представлений.
Таким образом, зрительное восприятие, оставаясь управляемым, осмысленным, интеллектуальным процессом, опираясь на использование фиксированных в культуре способов и средств, позволяет глубже проникнуть в окружающее и познать более сложные стороны действительности. Без сомнения дети с нарушением интеллекта, имея низкий уровень развития восприятия, нуждаются в коррекционной работе, которая требует привлечения разнообразных приёмов и методов.
Список литературы:
1. Башаева, Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль. Академия развития, 1997. - 240 с.
2.Екжанова, Е.А., Стребелёва Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание [Текст]: Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта. – М.: Просвещение, 2005. – 272 с.
3.Малева, З.П. Создание педагогических условий развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. - Челябинск. - 2001. – 118 с.